Детство, опаленное войной
О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мальчишки и девчонки и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и сегодняшние дети, учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба! Сколько девчонок и мальчишек брали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря.…Некоторым повезло, и они наравне с взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую родину. Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув своим седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче: терпели голод и холод, много часовые вахты у станка без сна и отдыха, теряли родных и близких.
В школьном музее Боевой славы у учащихся 5 и 2 класса прошло мероприятие «Детство, опалённое войной». Порунова Антонина Петровна пришла в гости на мероприятие. Родилась она 14 апреля 1941 года, за два месяца до войны в с. Кукарки. В семье было 15 детей. Многие умерли в раннем детстве. Тяжело пришлось матери, чтобы прокормить такую ораву. Несколько раз она ходила пешком в Тамалу за крупой. На вопрос: «Что ели?», последовал ответ: «Траву и дранину». Пришлось детям пояснять, что это за «деликатес» такой «дранина». Корова была на 2 -3 семьи. Картошку и ту на счёт делила мать.
Пять лет было Антонине, когда закончилась война, но она помнит, как отец с фронта вернулся. Что тут началось и слёзы, и смех. С возвращением отца жить стало полегче. Вначале Антонина училась в кукарской начальной школе, в 5 класс пошла в Мачинскую школу. Каждый день утром пешком до Мачи (так называлось Пушанино до 1963 года), потом обратно, никаких автобусов не было. Зимой темнело рано, из школы возвращались по столбам, брали палки, обматывали тряпкой, тряпку обмакивали в солярку, зажигали и с этими факелам и шли вдоль от одного столба до другого. Закончила 7 классов, работать пошла. Дети работали наравне со взрослыми, только те за работу одну палочку – трудодень получали, а дети полтрудодня. По вечерам пряли, вышивали, много пели русские народные песни. Замуж вышла в село Мача, работала на разных работах: полола, косила, солому скирдовала, потом доверили склад, так до пенсии и проработала кладовщицей. Обычная судьба, военное детство…
Из воспоминаний о своём детстве Рожковой Р.Д. ….Мы жили одной дружной семьёй. В первые дни войны отец получил повестку на фронт, затем два старших брата: Иван и Александр. Первым на фронт ушёл отец, потом - два брата, мы ждали от них вестей. Письма приходили очень редко…. Дома осталась мать и четверо детей. Голодали. Картошки хватало только до середины зимы, в основном её берегли для супа. Мать топила печь, варила грибы с капустой. На картошку можно было обменять хорошие вещи, а где их взять, да ещё хорошие. Всё что можно было, давно обменяли. Хлеба не хватало. В то время для нашей семьи конфеты - сладкие подушечки были настоящей редкостью и бесценным сокровищем. Мама узнав, что военная часть, в которой служил сын Александр, находилась в город Каменка, 9 раз ходила к нему. Испечёт лепёшки: лебеду с отрубями, да с материнскими слезами несет в Каменку. Шла чаще всего пешком, а когда повезёт, кто-то на дороге на подводу посадит, увидит она сыночка, передаст лепёшки и домой. Дома ещё четверо ждут. Вот оно материнское сердце!
Учебный год в школе начинался тогда, когда с полей колхоза было всё убрано до последнего зёрнышка. А чтобы убрать, нужно было посеять; а перво-наперво вспахать землицу. Работали все: и стар, и млад, а вот поесть толком ничего не было. У кого была корова, тем было легче, кормились молоком…В колхозе не хватало рабочих рук и нас подростков заставляли работать. Сначала я работала в поле – полола, мотыжила, убирала сено. Запрягала я и быка, и корову, наравне с женщинами пахала. Страшно было к быку подойти, да деваться некуда. В ту пору пахали в основном на быках, да коровах. Сеяли вручную, разбрасывая зерно из лукошка или привязанного к одежде фартука.
…Зимой таскала вязанки хвороста из леса или ветлы от речки. Листья с веток обрывали, кормили овец, хворост и ветки рубили и топили ими печь. В лес ходила каждый день и не один раз, много хвороста натаскивала. Да много ли тепла от него? С наступлением весны и женщины и дети топтали кизяки: накладывали вилами навоз в специальный станок и топтали, пока вся эта масса не принимала форму- форму кирпичика, потом изо всех сил хлопали о землю, кизяк-кирпичик вылетал из формы, а вся оставшаяся жижа летела в лицо и на одежду. Кизяки нужны были, чтобы топить зимой печку. Все жители села старались помочь нашим солдатам выиграть эту страшную войну.
Во время войны вдруг неожиданно – негаданно пришел отец. Часть проходила недалеко от Чембара, вот его и отпустили надвое суток, повидаться с семьёй. Два дня пролетели, словно один миг, как не хотелось ему покидать родной дом, тогда он решился на крайность, взял и опрокинул чугун с кипятком себе на ногу: кожа слезла чулком, отец не мог натянуть сапог. Так он остался дома ещё на две недели. Потом мы с матерью провожала его до села Волчково. Помнит, как ревела и сквозь пелену слёз видела: лицо отца отдаляется всё дальше и дальше бледное и всё ещё улыбающееся одними губами. Конечно, только став взрослой, поняла, что он делал это для того, чтобы меньше было переживаний у дочери и жены. Лицо отца давно исчезло, остался, виден только лишь силуэт, вдруг пронеслось в голове: а что если в последний раз вижу отца? Ждать всегда тяжело, а ждать с фронта вдвойне…
Вот оно военное детство. И ни одного слова об играх. Не до игры было, когда дети тянули лямку наравне со взрослыми. Война осталась для них не только историей, а конкретной реальностью, повседневностью. Конечно военные годы тяжелее и беднее нынешних. Однако в то время были и свои радости. Пусть носили бедную и невыразительную одежду, но никто не придавал этому большое значение. Огромную радость испытывали от писем с фронта. В нашем Пензенском крае, в годы Великой Отечественной войны не было военных действий, линия фронта к нам не приближалась, но, война, была главным в жизни каждого человека от мала до велика, и где бы он не жил, всё было для победы, всё было для фронта…
Т. Шебурова, зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ с. Пушанина