Более 40 лет средняя школа предоставляет образовательные услуги селу Пушанино и близлежащим сёлам. За это время среднее (полное) общее образование получили 1106 учеников, из них 319 учащихся окончили школу на «4» и «5», 21 медалист: 11 выпускников получили золотые и 10 выпускников - серебряные медали. Школа создаёт все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. Образовательное пространство школы охватывает детей с 6-7-летнего возраста до 17 лет.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в социокультурном центре, находящемся недалеко от города Белинского. Культурный центр – БДЦ (библиотечно-досуговый центр), где функционирует библиотека, кинозал, танцевальный зал, методкабинет, организована работа кружков и филиала школы искусств.
В 2009-2010 году после реструктуризации Кукарской основной школы в начальную наша школа пополнилась 17 учащимися из сёл Кукарки и Линёвка. Школьный автобус, полученный в августе этого учебного года, подвозит к месту учёбы детей из соседних сёл Березенки, Бугровка, Кукарки, Линёвка. В начале 2010-2011 учебного года школа приобрела статус межпоселенческой школы. Сейчас автобус подвозит в школу 16 человек из Кукарок, 20 - из Березенок и 20 – из Бугровки.
В школе действует кабинетная система, имеются кабинеты физики, химии, истории, математики, начальных классов, обслуживающего труда, информатики, русского языка и др. Кроме учебных кабинетов есть спортзал, библиотека, мастерская, столовая, тир.
Кабинет информатики оборудован новейшей компьютерной техникой: компьютеры, сканер, принтеры, интерактивная доска. Компьютерной техникой оборудованы все школьные кабинеты. Кроме этого два кабинета оборудованы по программе межпоселенческой школы комплектом интерактивных классов: интерактивная доска, мультимедиапроектор и ноутбук. Это кабинеты математики и кабинет биологии
Мультимедийное оборудование имеется также в музее школы, компьютеры установлены в библиотеке, в кабинетах администрации, в учительской. Школа имеет выход в Интернет. В локальную сеть объединены 16 компьютеров. В 2011 году был установлен беспроводной Интернет.
В 2011-2012 учебном году по программе модернизации системы образования в школу поступила ещё одна интерактивная доска для первого класса и 11 компьютеров. Первый класс учится по новым Федеральным государственным стандартам, учитель, Егорова Е.Н., работает по программе «Гармония»
В школе имеется медиатека, содержащая более 70 дисков, число художественной литературы – 4428 экземпляра; фонд учебников - 3502 экземпляра. За 2011 год поступило 217 экземпляров учебников, 7 экземпляров энциклопедий, 8 справочников, 11 экземпляров художественной литературы. Все книги поступили безвозмездно.
Школьная теплица занимается выращиванием огурцов, рассады помидоров. В ней выращен лук на зелень, огурцы для продажи и для питания детей в пришкольном лагере. Пришкольный участок также снабжает необходимыми овощами школьную столовую. Ребята вместе с поварами школы делают на зиму заготовки. Пришкольный овощной участок составляет 0,18 га.
Школа является социально-культурным центром села. В вечернее время в спортивном зале школы, в компьютерном классе занимаются и жители нашего села. Совместно с БДЦ, детским садом, ФАПом и школой составлен план работы на год. Все выше названные организации работают в тесном контакте. Школа взаимодействует и с культурными центрами города Белинского: музеем В.Г.Белинского, ФОКом, центральной библиотекой, Домом детского творчества, школой искусств, бассейном.
Учителя школы работают по рабочим программам, типовым учебным планам, внося в них изменения в зависимости от учебной нагрузки и успеваемости учащихся.
Цель, поставленная перед школой, определяется введением в начальную школу ФГОС и миссией школы: создание достаточных и необходимых условий для социальной успешности учащихся и выпускников. Учебный план для 10 и 11 класса основан на идее профильного обучения. Организован информационно-технологический профиль. В элективные учебные предметы включены предметы - «надстройки» профильных учебных предметов: компьютерное делопроизводство, компьютерная графика, технология и региональный рынок труда, основы предпринимательства и др., а также русский язык и химия, которые выбраны учащимися для получения дополнительной подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Профильные группы 10 и 11 классов занимаются в ГБОУ СПО «БМК» № 30 г. Белинского по профессии оператор ЭВМ. Опыт такого обучения у нас есть. В 2008-2009 учебном году по окончании двухгодичного курса обучения наши выпускники впервые получили Свидетельства об уровне квалификации государственного образца
Технологии, используемые в образовательной среде школы
Проблемное обучение: организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение широко используется педагогами, работающими по системе развивающего обучения: Шебуровой Т.Н., Лариной Т.Ю., Моториной Г.Н.
Коллективная система обучения: структурно-функциональная организация процесса саморазвития учащихся реализуется через обучение в активном взаимодействии обучающихся с педагогом и между собой, обеспечение взаимодействия всех членов коллектива в рамках различных форм коллективного способа обучения. Обобщается опыт работы коллективной и групповой на уроках истории и обществознания у учителя Маврычевой Е.А.
Коммуникативные технологии: наиболее активно используются в преподавании предметов гуманитарного цикла, обеспечивая практическую ориентацию урока, его ситуативность и ролевую организацию, коллективное взаимодействие на уроке. Коммуникативная культура учащихся формируется на уроках русского языка и литературы у учителей Сурцуковой Е.В., Пучковой Н.А.
Проектные методы обучения: способствуют повышению познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, развивает исследовательские навыки учащихся, способствует интеграции школьных дисциплин. Опыт педагогов по внедрению метода проектов можно видеть на уроках в начальных классах, на уроках технологии у Тишкиной В.И., на уроках немецкого языка у Мирошкиной Е.В., на уроках химии у Василенко Н.А. и во внеклассной работе.
Технология игровых методов обучения: активно используется при организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр не только в начальной школе, но и в старшем звене. Над темой внедрения игровых форм на уроке работают Мирошкина Е.В. - учитель немецкого языка, Тишкина В.И. - учитель физкультуры, Моторина Г.Н. – учитель биологии
Обучение в сотрудничестве: совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности помогает формировать у обучающихся навыки работы в коллективе взрослых и детей. Обобщается опыт по совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектами.
Информационно-коммуникативные технологии представлены в использовании компьютерных программ в формировании ключевых компетенций на уроках. В настоящее время все учителя школы используют на своих уроках ИКТ. Многие педагоги в системе используют компьютерную технику: учитель истории Маврычева Е.А., Шебурова Т.Н. – учитель 3 класса, Будникова Л.И. – учитель 2 класса, Ситников В. В. – учитель физики и информатики, Ларина Т.Ю. – учитель математики, Сурцукова Е.В. – учитель русского языка. Некоторые используют компьютер во внеурочное время, на факультативных занятиях, для оформления планов, конкурсных работ, пользуются услугами Интернета. Особенно часто используется выход в Интернет при подготовке к ЕГЭ. Учителя и учащиеся черпают оттуда информацию об экзаменах, берут пробные тренировочные тесты. Новые системы оценивания направлены на формирование уровня самооценки учащихся путем создания портфолио учеников начальной, основной и средней (полной) школы.
Инновационный материал активно внедряется в образовательный процесс, опыт работы учителей и школы обобщается на районном и областном уровнях.
Ещё одно новое направление, по которому мы работаем – это преобразование социума, вовлечение всех жителей села в школьную жизнь, в воспитание школьников. Наши ученики участвуют в различных акциях, вовлекая и родителей в коллективные дела. Педагогическое просвещение родителей осуществляется на заседаниях общешкольного всеобуча. Четыре года назад в школе начали работу совет отцов, совет бабушек, активно работает родительский комитет, который оказывает помощь во всех делах школы, организует дежурство родителей в школе в вечернее время, ведёт контроль за питанием детей в школьной столовой, участвует в организации и проведении экскурсий и походов по родному краю, помогает в организации сельскохозяйственных работ.
Материалы о работе школы печатаются в районных, областных и центральных печатных изданиях, размещены на сайте Правительства Пензенской области.