Роль предпринимательской деятельности
в подготовке квалифицированных рабочих кадров и
специалистов для регионального рынка труда.
Уже много лет в школе работает школьная производственная
и ремонтно-строительная бригады. Кроме пришкольного участка, где дети вместе с
педагогами выращивают капусту, лук, помидоры, огурцы, столовую свёклу, школа имеет производственный
участок, площадью 2 гектара, на котором выращивается сахарная свекла.
Перед каждым учеником Пушанинской школы стоит задача подготовиться к жизни и
труду в новых условиях хозяйствования. Грамотные в правовом и экономическом
плане молодые люди смогут организовать свой бизнес на селе.
В школе
ведётся элективный курс по выбору
«Народные промыслы», он призван
ознакомить учащихся с народными художественными промыслами РФ, основами
композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией
художественной обработки древесины. Профильный курс позволяет сформировать знания и умения учащихся в
области художественной обработки древесины, в изготовлении художественных
изделий, имеющих практическую направленность. Практические занятия проводятся на базе мастерской школы.
Учащиеся 7-10 классов уже
сейчас с увлечением занимаются различными видами резьбы по дереву. Критерием
успеха изучения курса «Народные промыслы» можно считать то, что ученики,
научившись обрабатывать древесину, возможно в дальнейшем выберут профессию
«Изготовитель художественных изделий».
Разработана программа курса «Домик в
деревне» на основании учебной программы по выбору для организации
предпрофильной подготовки учащихся основной школы.
Курс предпрофильной подготовки
«Домик в деревне» ориентирован на технологический профиль. Актуальность данного
курса определяет то, что область «Технология» обеспечивает передачу общей и
технологической культуры, подготовку молодёжи к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой. Программа «Домик в деревне»
ориентирована на программу «Сельский дом и семья» для трудового обучения в
сельских школах, на подготовку к труду
на сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности
(фермерское хозяйство, крестьянские усадьбы, кооперативы, арендные хозяйства).
Цель программы: заложить
основы подготовки молодёжи к трудовой деятельности в новых экономических
условиях, способствовать воспитанию и развитию личности инициативной,
творческой, предприимчивой, способной к самоопределению в будущей
профессиональной карьере.
Основные задачи курса:
воспитание трудолюбия, потребности к труду, уважения к мастерам своего дела;
воспитание качеств рачительных хозяев, заботливого и бережного отношения к
родной природе.
Программа направлена на
выработку у учащихся умений: осуществлять анализ экономической деятельности;
проявлять предпринимательскую инициативу; выращивать растения, молодняк,
ухаживать за отдельными видами домашних животных, хранить и перерабатывать
сельскохозяйственную продукцию.
Подробнее хотелось бы остановиться
на работе школьной производственной бригады, так как сближение школы со средой осуществляется, прежде всего, через деятельность производственной бригады. В 2007 году школьной производственно
бригадой было выращено и реализовано около 30 тонн сахарной свеклы на сумму
24850 рублей. Особенно много трудятся учащиеся на
пришкольном опытном участке. Выращенные
ими овощи поступают в школьную
столовую. Для школьной столовой выращено
в этом учебном году: картофеля - 2 т, капусты - 1 т, лука - 1,5 ц, огурцов - 2
ц, столовой свеклы – 6 ц, моркови – 1,5 ц.
В 2007 учебном году школьная
производственная бригада МОУ СОШ с. Пушанина участвовала в областном конкурсе социальных и предпринимательских
проектов и разработок «Лидер-предприниматель» среди учащихся образовательных
учреждений Пензенской области, где заняла 2 место в конкурсе «Я знаю, я умею, я
могу» и получила сертификат на приобретение оборудования на сумму 8 тысяч
рублей.
Проект «Школьная производственная
бригада», руководитель Шебурова Т. Н., реализуется трудовым и ученическим
коллективом школы в тесном
сотрудничестве с КФХ Белякова А. В.
«Геба» и фермерским хозяйством Гусева А. Н.
Реализация данного проекта помогает не
только воспитывать учащихся с новым экономическим мышлением, но и позволяет
школе вести предпринимательскую деятельность, получать прибыль и пополнять
бюджет школы. Результатом проекта является охват горячим и полноценным питанием
100 % учащихся и обеспечение тем самым сохранение и укрепление здоровья,
овладение учащимися навыками сельскохозяйственного труда и работы с техникой,
получение выпускниками школы прав тракториста-машиниста.
В школе действует кружок
«Юный мастер», руководителем которого является молодой специалист - Зоткин С . В. Под его руководством ребята
выжигают, выпиливают полочки, подставки и т.д. Эти работы, сделанные руками
учеников младших и средних классов, участвуют в районных, областных выставках, ярмарках.
В школе активно проводится профориентационная
работа по реализации программы поддержки малого предпринимательства, проходят уроки предпринимательства в старших классах,
декады по профориентации, ярмарки, выставка «Умельцы села». Осуществляется
тесная связь с центром занятости населения. В течение учебного года были задействованы дети из малообеспеченных семей (
25 человек). Однако идет тенденция к получению высшего и
среднего специального образования, отсутствие у детей интереса детей к рабочим
профессиям, востребованным обществом и
государством. Остается задача
профориентационной работы среди учащихся и их родителей – ориентация на
приобретение рабочих профессий, которые нужны стране на сегодняшний день. Специальными
законами и приказами, инструкциями существенных сдвигов в воспитании достичь
невозможно, пока мы не изменим среду, которая окружает ребёнка вне школы, вне семьи… Надеяться на то, что микросреда в
существующих в стране социально –
экономических условиях кардинально изменится и станет воспитывающей не приходится.
Но что мы действительно можем сделать,
так это использовать позитивные аспекты среды, включив их в структуру воспитательной системы школы
|